Статистика

воскресенье, 17 февраля 2019 г.

Имена Бога, сколько их?


                                         

I. Довольно часто Библия говорит о Всевышнем просто как о Боге, не называя других Его имен.
В евр. Библии понятие «Бог» обозначается тремя словами — эль, элоах, элохим, в греческом — словом теос.


Три приведенных еврейских слова имеют общий корень, значение которого не поддается однозначному определению; возможно, они происходят от корня вл- «быть впереди», «быть сильным». Форма единственного числа эль — употребляется, главным образом, с уточняющими определениями.
Бог всевышний в Быт 14:18; Бог всемогущий в Быт 17:1.:

    18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —
    (Быт.14:18)
    1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
    (Быт.17:1)
Значительно чаще, чем эль, в Библии встречается форма множественного числа — элохим (прим. 2500 раз), которая может иметь следующие значения:

    божество как общее понятие;
    некий бог;
    Бог (Единый Сущий);
    боги вообще;
    определенные боги.

Слово элоах (например, Втор 32:15; Пс 49:22; Авв 3:3 и примерно 40 раз в Иов) может быть древней формой обращения, употреблявшейся только в возвышенной речи.
    15 И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
    (Втор.32:15)
    22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.
    (Пс.49:22)
    3 Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.




    (Авв.3:3)
    3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
    (Исх 20:3 и др.)
Итак, слово «Бог» в еврейском языке может иметь значение как единственного, так и множественного числа; оно употребляется не только в отношении Бога Израиля.

Форма множественного числа элохим, употребленная в значении единственного числа, становится способом выражения почтительности (сравните: Мы, Царь Всея Руси; Ваше величество).

В отношении Бога Израиля это слово обозначает Творца, чьи деяния сокрыты.
Греческое слово теос может обозначать единого сущего Бога, некоего бога или выражать общее понятие.
II. Во избежание путаницы, в Ветхом Завете часто прибавляется уточняющее определение к слову Бог.
Таким образом, для обозначения Бога используются выражения, не являющиеся именами в собственном смысле слова, но устанавливающие особую связь между:

    Богом и каким-либо лицом, указывая на прежние откровения:
        Быт 26:24: «Бог Авраама, отца твоего»;
        Быт 31:13: «Бог, явившийся тебе в Вефиле»;
        Быт 46:3: «Бог отца твоего»;



        Исх 3:6: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»Бог дает узнать Себя как Бога, уже действовавшего в прошлом и исполнявшего обетования. Он, однако, привлекает к Себе Своего нынешнего собеседника, требуя от него веры.
    Богом и особым местом откровения для отличия от прочих богов Бог назван «Богом Евреев» (Исх 5:3; 7:16; 9:1) или «Богом Израилевым» (Нав 7:13; 10:42; и проч.).Эти выражения никоим образом не говорят о реальном существовании других богов, они, скорее, указывают на исключительные взаимоотношения Израиля и Бога, пожелавшего открыть Себя именно этому народу.Существует двойная связь: Бог Своим откровением связал Себя с народом Израиля, а народ Израиля через Божье откровение и благодаря своему избранию связан с Богом.
    Богом и Его избранным народом, в отдельных случаях в том же значении, что и «Бог Израилев», употребляется выражение «Бог Иаковлев» (2Цар 23:1; Пс 19:2; 74:10; 80:2; 145:5; Ис 2:3 и др.), указывающее на историю отношений Бога со Своим народом (т.е. «наш Бог со времен Иакова»).

III: Яхве

Наряду с этими обозначениями, а часто и благодаря им, Бог в Ветхом Завете имеет и имя собственное — Яхве, которое изображалось на письме согласными буквами Й-Х-В-Х.

    Яхве — Ветхий Завет.
    Из-за опасения нарушить третью заповедь оно прочитывалось так, как если бы это было слово адонай — «Господь». В соответствии с этим Септуагинта, а вместе с ней и большинство переводов Библии, такое прочтение «Господь» [греч. кюриос] переносит и на написание, так что, например, в Синодальном переводе вместо «Яхве» встречается слово «Господь».Когда позднее еврейский алфавит был дополнен значками гласных звуков (Масоретский текст) и к согласным Й-Х-В-Х были добавлены гласные от слова адонай (причем по правилам еврейского языка первое а стало произноситься как э), то вместо «Яхве» (единственно как результат некомпетентности средневековых переводчиков) возникло прочтение и написание «Й-э-Х-о-В-а-Х», или «Иегова».Такая неверная передача Божьего имени еще встречается в некоторых церковных песнопениях и в устаревших переводах.В результате того, что имя Яхве оказалось скрыто под условным именованием «Господь», в тех случаях, когда в еврейском тексте стоит «Господь Яхве», переводчикам во избежание дублирования — «Господь Господь» — приходится прибегать к различным приемам (см. в Быт 15:2: «Владыка Господи»; Зах 9:14: «Господь Бог» и др.).

    По той же причине в Синодальном переводе слово «Господь» в Исх 6:3 названо именем. В Исх 3:15 в тексте оригинала стоит: «Яхве (…послал меня к вам)». Это проливает свет на стих 14, где сказано: «Я есмь Сущий».

1 комментарий:

  1. Как на счет того, чтобы узнать мнение самого Бога?

    ~~~~~~~~~~~~~~~~

    "Так говорит Иегова, Царь Израиля и его Выкупающий, Иегова воинств: „Я первый, и я последний, и кроме меня нет Бога. [..] И вы мои свидетели. Разве существует Бог кроме меня? Нет другой Скалы, ни одной не знаю" (Исаия 44:6, 8)

    "Я Иегова, и другого нет. Нет Бога, кроме меня" (Исаия 45:5)

    "Не я ли, Иегова? Кроме меня нет другого Бога. Я праведный Бог и Спаситель, и кроме меня нет другого. Обратитесь ко мне, все концы земли, и будете спасены, потому что я Бог, и нет другого" (Исаия 45:21-22)

    "Поэтому ты, Владыка Господь Иегова, поистине велик, и нет подобного тебе. Хотя мы и слышали о многих других богах, нет Бога, кроме тебя" (2 Самуила 7:22) //В синодальном переводе книга Царств.

    "Иегова, нет подобного тебе. Хотя мы и слышали о многих других богах, нет Бога, кроме тебя" (1 Летопись 17:20)

    "мы знаем, что идол в мире ничто и что нет Бога, кроме одного. Хотя и есть те, кого называют «богами», на небе или на земле, как есть много «богов» и много «господ», для нас есть только один Бог, Отец, от которого всё" (1 Коринфянам 8:4-6)
    ~~~~~~~~~~~~~~~~

    А как считал Иисус Христос?

    ~~~~~~~~~~~~~~~~~

    "Чтобы иметь вечную жизнь, необходимо приобретать знания о тебе, единственном истинном Боге [..] Я прославил тебя на земле, завершил дело, которое ты поручил мне выполнить [..] Я открыл твоё имя людям, которых ты дал мне из мира" (Иоанна 17:3, 4, 6)

    "Иисус сказал ей: [..] Я восхожу к Отцу моему и Отцу вашему и к Богу моему и Богу вашему" (Иоанна 20:17)

    "Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог" (Откровение 1:1)

    "Побеждающего я сделаю столпом в храме моего Бога, и он уже никогда не выйдет из него. Я напишу на нём имя моего Бога, и имя города моего Бога, нового Иерусалима, который спускается от моего Бога с неба, и моё новое имя" (Откровение 3:12) //Это слова Христа.

    ===================

    «Вы мои свидетели,— говорит Иегова,— мой служитель, которого я избрал, чтобы вы знали меня и верили в меня и чтобы понимали, что я тот же. Прежде меня не существовало Бога, и после меня никого не было. Я, я Иегова, и нет спасителя кроме меня». (Исаия 43:10-11)

    Само имя "Иисус" означает "Иегова - спасение".

    ОтветитьУдалить

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.