Статистика

вторник, 12 февраля 2019 г.

Как «тринитарные» стихи опровергают Троицу


                                     Как «тринитарные» стихи опровергают Троицу

                                     


Если внимательно прочитать многие стихи, которые используются в защиту Троицы, окажется, что они ее опровергают. И я здесь не пишу об огромном количестве стихов, которые просто нейтральны по отношению к Троице, не опровергают ее и не доказывают (типа Мат. 28:19). Куда интереснее то, что тринитарии любят оперировать стихами, которые Троицу однозначно опровергают или во всяком случае серьезно ей противоречат. Вот несколько примеров.


Видевший меня видел Отца (Иоан. 14:9)

Согласно догмату о Троице, Сын и Отец – две разные личности, которые нельзя смешивать (см. Афанасьевский символ веры). Но здесь Сын говорит, что видевший его видел Отца. Все хорошо понимают, что апостол Филипп видел все-таки Сына, а не Отца. Но при буквальном толковании получается, что Сын и Отец – это одно и то же, будто Отец превратился в Сына. Это совсем не то, чему учит Троица, буквальное толкование этого стиха прямо противоречит этому догмату.

Я и Отец – одно (Иоан. 10:30)

Аналогичная ситуация. В каком смысле они одно? В прямом, как «одно и то же»? Но любой тринитарий должен знать, что Отец и Сын – не одно и то же, а два разных лица Троицы. Следовательно, нужно искать какое-то более образное толкование. И его легко найти, если сравнить этот стих с похожим фрагментом Иоан. 17:21–23, где это же греческое слово («одно») упоминается пять раз в аналогичном контексте, но уже с упоминанием учеников. Впрочем, я согласен, что при введении концепции «одно по природе» этот стих становится тринитарно-нейтральным (не подтверждающим и не опровергающим). Но проблема в том, что концепция «одно по природе» сама по себе недоказуема, потому что Библия ничего не сообщает нам на тему «природы» Бога.

Слово было с Богом (Иоан. 1:1)

Все тринитарии видят часть «Слово было Бог», но не замечают «Слово было с Богом» и «у Бога» в следующем стихе. Нельзя быть с кем-то и у кого-то, если ты сам являешься этим кем-то. То, что Слово находится с Богом и у Бога, уже говорит о том, что оно отличается от этого Бога. Со строго лингвистической точки зрения этим стихом можно доказать, что Богов два. Это был бы неплохой стих для многобожников, но многобожие официально запрещается догматом о Троице, который настаивает, что Бог строго один. Поэтому стих Иоанна 1:1 совершенно тупиковый с точки зрения Троицы. Он не доказывает ни наличие у одного Бога разных ипостасей, ни общность или тождество их природы (которая здесь не упоминается) – вообще ничего, что нужно тринитариям, при этом вроде бы говорит о двух Богах, что для тринитариев неприемлемо так же, как и для унитариев.

Бог Отец наш и Господь Иисус Христос (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:3; 1 Фес. 3:11; 2 Фес. 1:2; 2:16)

Есть сразу несколько стихов, где Иисус и Бог упоминаются рядом через союз «и», так что по чисто грамматическим признакам нельзя определить, идет ли речь об одной личности или двух. Но стоит опять вспомнить, что догмат о Троице запрещает «смешивать ипостаси». Отец и Сын – это два лица, а не одно. Если понимать подобные стихи так, что «Господь Иисус Христос» одновременно есть «Бог Отец наш», то есть одно лицо, это прямое нарушение тринитаризма.

Христос – образ Бога (Кол. 1:15; 2 Кор. 4:4; Флп 2:6)

Эта мысль встречается сразу в нескольких стихах. Какой смысл говорить о Боге, что он в образе Бога? Это было бы бессмысленное утверждение. Сергей в образе Сергея. Это имеет смысл сказать о ком-то, кто не является Богом, чтобы подчеркнуть его сходство с ним в каких-то отношениях. Можно рассуждать о том, что здесь хочет сказать Павел, но утверждение о том, что у кого-то есть «образ Бога», однозначно говорит о том, что этот кто-то Богом не является.

Всё пришло через Него и было создано для Него (Кол. 1:16)

Привожу этот стих в Современном переводе, потому что в Синодальном опущено слово «через». Если что-то создано «через» Иисуса, посредством него, то он никак не может быть главным и верховным творцом, первоисточником всего. Это слишком очевидно. Но тринитарии почему-то любят этот стих.

Бог посылает Утешителя (Иоан. 14:16, 26; 15: 26; 16:17)

Все тринитарии любят стихи у Иоанна, где Бог посылает свой дух в виде «утешителя», и все как один не замечают, что всегда Бог посылает утешителя, но утешитель никогда не посылает Бога. Этот утешитель ничего не делает по своей воле, но его все время куда-то посылают. Это серьезное нарушение главного принципа Троицы – полного равенства всех лиц. Посмотрите даже на картинку выше: первые два лица изображены как люди, разумные существа, а третье – как животное, неразумное существо. У первых два есть короны, у третьего короны нет. Какое же это равенство?

Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян. 15:28)

Якобы бы святой дух – Бог. (Извините за маленькие буквы в этих титулах, но заглавные буквы начали использовать не авторы Библии, а ее тринитарные переводчики.) Но чуть выше в этой же главе, в стихе 8, мы читаем: «Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам». Бог дарит свой дух, кому хочет. Дух не самостоятелен. И так везде в Библии – дух нигде не является самостоятельным лицом, но везде подчинен, везде его или посылают, или дают, или дарят, или им наделяют, исполняют, помазывают и т.д. Никакого равенства этого якобы лица Троицы с двумя другими нет и в помине. Но ведь нельзя доказать Троицу наполовину. Нельзя доказать только наличие трех лиц и объявить цель достигнутой – нужно еще доказать, что они полностью равны (Бог, кстати, тоже везде посылает Сына, но не наоборот). Мы либо доказываем Троицу в полном объеме, либо нет, и тогда этот догмат теряет иммунитет и мы вправе усомниться в нем целиком.

Бог есть дух (Иоан. 4:24)

Каким образом здесь можно доказать, что святой дух – третье лицо Троицы, если говорится, что Бог является духом полностью, а не на одну треть? Бог есть дух целиком, а не на треть – прямое противоречие Троице. Если попытаться скрестить этот стих с Троицей, тогда уж все три ипостаси должны быть Духами. Но ведь надо еще найти место для Отца с Сыном. Кстати, интересно, что тринитарии любят использовать этот стих для доказательства Троицы, а переводчики Синодального перевода не стали писать здесь «дух» с большой буквы. Словно чуяли неладное.

Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? …Ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5:3, 4)

1 комментарий:

  1. Концепция Троицы чужда тексту Евангелия изначально. Даже если не принимать во внимание, что все, якобы, тринитарные фрагменты Евангелия являются позднейшими вставками, сам сюжет повествования не предполагает тринитарной концепции. Типичная проблема, на которой заостряли внимание Феликс Урхельский и Елипанд Толедский - это крещение в Иордане. В рамках адопционистской концепции выражение "Се сын Мой возлюбленный" приобретает ясный и понятный смысл и является апофеозом Иорданской драмы, тогда как в том случае, если Иисус "сын от рождения", Иорданские события превращается в некое образцово-показательное шоу без какой бы то ни было динамики, где всё уже заранее расписано и предопределено.

    ОтветитьУдалить

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.