Статистика

среда, 13 марта 2019 г.

Христианство как ученичество


                                           
Что такое христианство? Вера в Бога? Посещение богослужений? Чтение Библии? Проповедь? Но не слишком ли много людей делают что-то из этого (например первое), но ни с какой точки зрения не являются христианами? Многие даже активные члены христианских конфессий со временем оставляют религиозную практику и превращаются в атеистов (или, точнее, апатеистов). Что-то мне подсказывает, что христианин не может превратиться в атеиста просто под давлением обстоятельств. Однажды я пришел к важному для меня символу христианского исповедания: христианство – это только и исключительно ученичество. Ученичество у Иисуса Христа.



В восточных фильмах про монахов, философов, кунфуистов и бесконечных стилизациях на эту тему очень популярен образ учителя, гуру, окруженного учениками, которые смиренно, с благоговением и восхищением впитывают каждое его слово. Для них он воплощение мудрости и опыта. В современной западной культуре образ ученичества практически утрачен. Иметь учителей не модно, но модно быть self-made. Об учителях мы говорим в основном применительно к детской школе, сведя их функции к азбуке и таблице умножения.

Между тем Евангелие и Новый Завет – это прежде всего культура ученичества. Иисус предстает перед нами как Учитель, преподающий сокровеннейшую науку жизни. История его служения и учения ставит перед нами важный вопрос: воспринимаю ли я Иисуса, во-первых, как реального человека, во-вторых, как своего личного учителя? Могу ли я сказать, что прозябал бы в неведении и суете, если бы он не пришел и не объяснил мне, что делать и как жить? Он принес мне ответы на мои вопросы, и моя жизнь обрела смысл, я узнал ее причину и цель и впервые стал подлинно счастлив. Весь мир может ошибаться – а он прав, я это понимаю, чувствую, знаю. Я это чувствую подспудно, интуитивно. Никто не мог объяснить мне мою жизнь так, как он, а он объяснил и завоевал мое сердце.

Это глубокий личный контакт с Иисусом как реальным человеком, это культура личного ученичества у Иисуса и прежде всего у Иисуса, и лишь затем – у апостолов, пророков и так далее. Да, мы никогда не видели его лично, но так ли это важно? Его жизнь и учение бережно сохранены для нас другими его учениками, нашими единомышленниками. Иисус становится для нас абсолютно реальным человеком, не менее реальным, чем все, кто окружает нас в повседневной жизни. Если этот контакт произошел, тогда христианство и все, что в нем, становится органичным, естественным продолжением этого ученичества в повседневной жизни. Убери его из нашей жизни – и в ней ничего не останется. Не потому, что нас принуждает к этому наша религиозная община, старейшины или родители – а потому, что мы сами не мыслим себя иначе. И нас уже не нужно побуждать, подталкивать или мотивировать.

Это понимание того, что все в Книге опосредовано через его личность, которая центральна для Библии. Мы никогда не узнали бы о Творце, Творении, Эдеме, Сатане, грехе и искуплении и других важных истинах, если бы однажды не пришел Учитель и не послал послов, которые послали других послов, которые в итоге пришли к нам, в дремучую языческую степь, и принесли нам знания от величайшего и уникального в истории Учителя. Через Иисуса опосредована вся наша система ценностей и все наши религиозные суждения. Он послал к нам апостолов – и мы приняли апостолов, потому что они его назначенные представители. Он рассказал нам о пророках и патриархах – и мы уважаем их, потому что он многократно на них ссылался. Он поклонялся Иегове – и мы поклоняемся Иегове. Он учил о Царстве – и мы жаждем Царства. Он отдал всего себя для других – и мы хотим поступать так же. Он не хотел быть частью этого мира – и мы не хотим ей быть. Нас привлекает его личность, учение, образ жизни. А раз так, то мы любим все, что любил он, и ненавидим все, что он ненавидел. В определенном смысле можно сказать, что мы поклоняемся Творцу потому, что ему поклоняется наш Учитель (вспомним ветхозаветную формулу «Бог моего господина»). Смогли бы мы сегодня чтить истинного Бога, если бы наш Учитель не открыл нам его так, как никто до него? Он стал для нас дверью в покои Истины, и как бы мы проникли туда иначе?

Именно в этом христианство – в принятии Иисуса из Назарета как своего учителя и желании следовать за ним. В силу этого оно глубоко личностно и во многом иррационально. Но только это есть христианство, и ничего кроме этого. Все остальное является внутренним содержанием этих отношений между учителем и учеником. Все остальное второстепенно, в том числе конфессиональный выбор. Христианское ученичество не сводится к простому членству в религиозной организации и не тождественно ему. Христианство больше и шире, чем организационная культура конкретной общины. Человек сначала приходит к Учителю, и лишь затем – в конкретную церковь. Он сначала решает последовать за Христом, и лишь затем решает, что тот или иной коллектив верующих симпатичен ему по тем или иным причинам. Иногда это происходит одновременно, но лишь иногда.

Но часто происходит наоборот, и это самый проблемный сценарий: человек приходит в какой-то коллектив, не придя к Христу. Его может привлечь масса внешних факторов: красивые иконы и чудеса, общение, друзья, красивая литература, энергичные мероприятия – но не Иисус, не общение с теми, кто любит Иисуса. Он может развить умственные способности, духовную дисциплину, этические и какие-то иные качества, но он не проникается глубочайшим благоговением перед личностью конкретного человека – Иисуса из Назарета. Иисус не становится личным Учителем такого верующего – а он, бесспорно, верующий. Такой человек не приходит к Иисусу и через него – к Творцу. Он не приходит к Евангелию как той единственной и драгоценнейшей ниточке, которая связывает его с его учителем. И это трагедия. Ведь если он не может сказать: «Да, это мой учитель, и я хочу следовать за ним», – то что он делает в своей церкви? Вообще, в любой церкви? Ему повезет, если он задержится в ней достаточно надолго и в итоге придет к Иисусу. Если этого не произойдет, то его христианство либо надоест ему и он с ним порвет, либо он будет влачить в нем жалкое, пассивное существование. Просто потому, что он и не был христианином, радостным и убежденным учеником Христа. Он был лишь верующим, как и 90% населения.

Как сделать просто верующего человека христианином? Как убедить его последовать за Христом и полюбить все, что связано с Христом? Если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы не тратил ни одной драгоценной минуты, в том числе на написание этой статьи.

1 комментарий:

  1. К платной медицине всегда относилась с недоверием, вымогательство денег ведь, не иначе. Это же как основной доход всем больницам платным. Некоторые грань коммерции и своего долга не видят. А некоторые , если понимают что медицина платная, то и работают должным образом. Но я недавно убедился, что в Москве у нас тоже возможно попасть в хорошую клинику и с хорошими врачами. Я пришел сделать рентген легких в пульмонологический центр на Таганке, но после приема у врача там же решил остановиться и лечиться именно там. Лучшего отношения к пациентам я...

    ОтветитьУдалить

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.