Статистика

пятница, 1 марта 2019 г.

Рай на Земле в Библии



                                


Конечно, на этот вопрос можно привести Мат. 5:5, 6:10, 2 Пет. 3:13 или Отк. 5:10 и 21:1, но здесь есть более важный момент. Сам этот вопрос выдает непонимание учения о Царстве Бога и тех мессианских пророчеств, которые исполнил Христос. Это, в свою очередь, связано с восприятием Библии как двух не связанных друг с другом частей («Заветов») и христианства и иудаизма как двух разных религий. Между тем Христос не основал новую религию, а просто исполнил пророчества, ранее данные Богом через пророков. Стоит это понять, и мы сразу увидим, что вопрос, заданный в заголовке, изначально лишен смысла.



 
Рассмотрим лишь пару примеров. Абсолютное большинство библеистов во всех конфессиях, кроме разве что самых радикальных, согласны в том, что следующие пророчества исполнились (или еще исполнятся) на Иисусе Христе:
 
Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возвращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле… Ибо так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева (Иер. 33:14–15, 17).
 
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли (Зах. 9:9–10).
 
Эти пророчества были высказаны уже после того, как Иудея потеряла независимость и династия Давида лишилась власти. Однако Иеремия и Захария пишут, что потомок Давида вернет себе власть и осуществит грандиозные преобразования. Они пишут о будущем. Этого и ждали иудеи все время спустя. Обратим внимание, что в обоих случаях говорится о том, что новый царь из династии Давида будет править на земле, а не на другой планете, в другом измерении или в духовной сфере. Что совершенно логично, поскольку на земле правили все его предшественники. Однако будет одно важное отличие – будущее царство Мессии (Помазанника) будет охватывать всю землю («до концов земли»).
 
Особенно интересен здесь текст из Зах. 9:9–10. Это пророчество состоит из двух частей, из которых первая уже исполнилась (Христос въехал в Иерусалим на осле). Второй части только предстоит исполниться: мир народам и владычество до концов земли. И если первая часть пророчества уже исполнилась, и это исторический факт, то какие у нас есть основания сомневаться в исполнении второй части?
 
Чтобы кто-то не подумал, что я подгоняю Библию под нужные мне догматы, вот как первое пророчество объясняется в различных комментариях:
 
Иеремия 33 повторяет с достаточным и богатым колоритом откровение об этих 
благословениях и касается, в частности, присутствия Мессии; она объявляет, что отрасль праведности возвратится к Давиду и исполнятся суд и правда на земле. Иуда спасется, и Иерусалим будет жить в безопасности… Мы не находим в Иеремии отвержения Мессии. Его тема – настоящие грехи и будущие намерения, с которыми грядет Мессия (Д. Дарби).
 
Из 20 царей по линии Давида до пленения, почти все из них были беззаконными. Лишь очень немногие были достойны имени Давида. В главах 22 и 23 пророк Иеремия сильно обвиняет всю царскую династию, которой Бог обещал вечный престол. Здесь в главе 33 Бог дает более подробное объяснение пророчества о великом царе, называемом "Отраслью", в Котором исполнятся все обетования (Г. Геллей).
 
Речь идет не о восстановлении царской власти, а об установлении царств Мессии (Новая женевская учебная Библия).
 
(Интересно, что слово «Отрасль», которое использует Исаия в аналогичном пророчестве (11:1), перекликается с названием города Назарет, где родился Иисус, что подчеркивает в своем Евангелии Матфей (2:23): «…и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется». Нет ни одного пророчества, где Христос наречется именно назореем, но дело в том, что слово «назорей» также означает «отрасль» или «отросток». Это игра слов.)
 
Вот как библеисты комментируют второе пророчество из Захарии:
 
Стих 9 цитируется в Новом Завете, в связи с торжественным входом Христа в 
Иерусалим (Матф. 21:5; Иоан. 12:15). В таком же духе в стихе 10 пророк говорит о дне окончательного торжества. Взгляд на начало мессианского царства, взгляд на конец (Г. Геллей).
 
10 истреблю колесницы... коней. Атрибуты войны будут уничтожены в миролюбивом царстве праведного Царя (Ис. 2,1-5; 11,6-9; Мих. 5,10 и ком.) (Новая женевская учебная Библия).
 
Хорошо, но может быть, в Новом Завете все по-другому? Нет. Вспомним, что возвестил Марии ангел Гавриил. А это важные слова, в них раскрывается вся будущая роль Мессии и его место в намерении Бога:
 
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лук. 1:32–33).
 
Мы видим те же самые пророчества о «престоле Давида» и «доме Иакова», которыми изобилуют Еврейские Писания. Ангел подтверждает, что эти пророчества исполнятся на Иисусе. А где находился дом Иакова – на небе или на земле? Иисус будет править там же. И снова комментарии библеистов на этот стих:
 
Он будет велик. Величию Иисуса как Сына Всевышнего предстояло превзойти величие, предреченное Иоанну (ст. 15). Престол Давида, отца Его. Еще Давиду было предречено, что Мессией станет один из его потомков (2 Цар. 7,12-16; Пс. 88,30). 33 Царству Его не будет конца. Вечным царством может быть только Царство Божие (Новая женевская учебная Библия).
 
Бог даст Ему престол его отца Давида. Здесь мы вновь ясно видим, что Он рассматривается как человек, рожденный в этом мире. Престол отца Его, Давида, принадлежит Ему. Бог Ему даст его. По праву рождения Он унаследует обеты, обеты земные для царства, принадлежащего роду Давидову; но это произойдет по советам и власти Бога. Он будет царствовать над домом Иакова, не только над Иудеей во веки веков, ибо непрочна власть преходящая, а жизнь недолговечна; и будет царствование его бесконечным. Как воистину предрек Даниил, оно никогда не будет предано другому и никогда не перейдет к другому народу. Оно будет установлено по воле Божией, которая неизменна, и в соответствии с властью Его, которая никогда не падет. До тех пор, пока Он не передаст царство Богу Отцу, Он будет безоговорочно царствовать и передаст царство (по исполнении всех обетований) Богу, но слава царствования никогда не поблекнет в руках Его (Д. Дарби).
 
Итак, на вопрос «Где в НЗ говорится о земном рае?» правильным ответом будет: «Везде, где говорится о Царстве Бога».
 
Это около 100 раз. Именно так это учение понимали все еврейские слушатели Христа, которые знали эти пророчества с пеленок. Когда Христос позиционирует себя как Мессию и исполнителя пророчеств, он обращает внимание слушателей на те пророчества, которые они уже хорошо знают. Им не нужно было дополнительно объяснять, о каком царстве идет речь. Вспомним, как отреагировал апостол (тогда еще будущий) Андрей, узнав об Иисусе: «Мы нашли Мессию» (Иоан. 1:42). Он нашел того, о ком уже знал и кого ждал, а не какого-то нового проповедника новой религии. По этой же причине Христа с полуслова понял разбойник, которому Христос пообещал жизнь в раю (Лук. 23:43). Вот почему в НЗ это учение не разжевывается во всех подробностях. Иисус и апостолы строят на том основании, которое уже было. Но если мы отбросим Еврейские Писания, презрительно заклеймив их «ветхими», тогда у нас появится пробел в знаниях и масса вопросов.
 
В это верили ранние христиане еще долго после апостолов. Вот что пишет современник Иустина, «отец церкви» и официальный православно-католический святой Ириней Лионский:
 
Ибо во времена царства праведный человек, находясь на земле, уже забудет умирать: «Когда же сказано, что все покорено, то ясно, что кроме Того, который покорил (Ему) все. Когда же все покорится Ему, тогда и Сам Сын покорится. Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15). Итак, Иоанн ясно предвидел первое воскресение праведных и наследие их в царстве земном; согласно с ним и пророки предсказывали о нем. О том же учил и Господь, обещая иметь с своими учениками новое растворение чаши в царстве (Мф. 26.29). И Апостол исповедал, что тварь освободится от рабства тления в свободу сынов Божиих (Рим. 8.21). И во всем этом и чрез все открывается тот же Бог Отец, создавший человека и обещавший отцам наследие земное, изводящий ее (из рабства) в воскресение праведных, и исполняющий обетования в царстве Своего Сына, и затем отечески дарующий то, чего глаз не видал, ни ухо не слышало, и что не всходило на сердце людей (Опровержение лжеименного знания).
 
Другой писатель 2-го века, Иустин Философ (Мученик):
 
А я и другие здравомыслящие во всем христиане, знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится, как объявляют то Иезекииль, Исаия и другие пророки. Исаия так говорит об этом тысячелетии: будет новое небо и новая земля, и прежние не будут вспоминаемы и не придут на сердце, но они найдут на ней радость и веселье о том, что Я творю; ибо Я делаю Иерусалим весельем и народ Мой радостью и буду веселиться об Иерусалиме и радоваться о народе Моем. И более не услышится на ней голоса плача, ни голоса вопля, и не будет более там какого-нибудь младенца и старика, который бы не исполнил своего времени; ибо юноша будет ста лет, а грешник умирающий – ста лет и будет проклят. И они построят дома и сами будут жить, и насадят виноград и сами будут есть плоды его и пить вино (Диалог с Трифоном иудеем).
 
Кто-то может возразить: но ведь царство названо небесным. Да, но почему? Во-первых, небо символизирует Бога и все, что от него исходит, все святое и праведное. Вспомним: «Небо – мой престол» (Деян. 7:49; Мат. 5:34; 23:22). Во-вторых, оно в буквальном смысле правит с неба, из символического небесного Иерусалима. Евреям была понятна эта метафора: Давид тоже правил своей страной из Иерусалима, который находился на горе Сион, то есть на довольно высоком месте. Если можно находиться на горе и править долиной, то точно так же можно находиться на небе и править землей. Даже Иоанн, описывая небесный Иерусалим в видении, описывает его не как изолированное от земли место, но как «сходящий с неба» (Отк. 21:2). Куда он сходит, если не на землю? Он светит «спасенным народам», и, заметим, в него приносят дары «цари земные» (Отк. 21:24). Все образы и прообразы небесного Царства тесно связаны с землей и ее обитателями. Это и не может быть иначе, поскольку Мессия и его царство – это средства «разрушения дела диавола» (1 Иоан. 3:8), а от этого дьявольского дела, как мы знаем из первых глав Бытия, страдает в основном земля.
 
Комментаторы о 21-й главе Откровения:
 
На фоне общего обновления мироздания происходит явление нового неба и новой земли – голос Божий возвещает о схождении свыше Нового Иерусалима… 1 увидел я новое небо и новую землю. Некоторые толкователи полагают, что новый мир будет совершенно иным, никак не связанным со старым. Но слово Божие (Ис. 65,17-25 и Рим. 8,21-23) указывает, что имеется в виду преображение старого мира, подобно тому, как наши старые тела преобразуются в новые (1 Кор. 15,35-37). Слова "творю все новое" (ст. 5) указывают на полноту и всеобъемлемость процесса преображения; результат его – искупление человечества, а не сотворение заново (Новая женевская учебная Библия).
 
Далее следует описание небесного города – подобно тому, как ранее мы читали описание Вавилона. Открывается его небесная сущность и тысячелетняя связь с землей. Один из семи ангелов, как и в случае с Вавилоном, показывает пророку невесту, жену Агнца. Результаты суда на земле служат преддверием лучших и еще более возвышенных благословений. Как и Моисей, пророк возносится в духе, чтобы он взглянул на сферы обетования; он видит Новый Иерусалим, нисходящий с неба от Бога (Д. Дарби).
 
А вот что мы читаем в Большом энциклопедическом словаре:
 
Хилиазм (от греч. chilias – тысяча) – вера в «тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в осуществление мистически понятого идеала справедливости еще до конца мира. Термин (хилиазм) обычно применяется к раннехристианским учениям, осужденным церковью в 3 в., но возрождавшимся в средневековых народных ересях и позднейшем сектантстве.
 
Энциклопедия «Британника» (мой перевод):
 
Милленаризм, он же хилиазм – учение, выраженное в Откровении Иоанна, последней книге Нового Завета, гласящее, что Христос установит 1000-летнее правление святых на земле (миллениум) перед Последним Судом.
 
(Обратим внимание на фразы «царство бога и праведников» и «правление святых на земле» – это говорит о том, что Христос будет править не один. Ириней Лионский высказывался похожим образом: «Удостоенные небесного пребывания перейдут туда, т.е. на небеса, другие будут наслаждаться утехами рая, иные будут владеть красотою города, но везде будет видим Бог, как будут достойны видящие Его» (Опровержение лжеименного знания). Христианский мыслитель 17-го века Джон Мильтон написал в своей поэме «Возвращенный рай»: «(Христос) верных наградит блаженством в Небесах иль на Земле; ведь Раем станет вся Земля тогда, Эдемский далеко превосходя необозримостью счастливых дней».)
 
Почему же тогда сегодня мало кто в это верит? В Новейшем философском словаре говорится:
 
Христианство, став официальной религией Римской империи (324), отказалось от изменения земных порядков, сделало упор на идею потустороннего воздаяния и осудило хилиазм как ложное учение.
 
Большая советская энциклопедия:
 
После того как христианство стало государственной религией Римской империи (4 в.), сложившаяся христианская церковь, усмотрев в хилиазме идеологию, враждебную существовавшему миропорядку и принижающую «спасительную» роль церкви, начала жестоко преследовать хилиастов как еретиков.
 
«Британника» (мой перевод):
 
Августин пошел еще дальше, заявив, что ни история, ни хронология не должны толковаться в апокалиптическом ключе и что миллениум – это не будущее событие, а уже начатое Христом. Для объяснения продолжающихся войн, ненависти, несправедливости и бедности Августин прибег к понятию «двух городов». Был «небесный город», небесный Иерусалим, где миллениум уже проявился, и «земной город», земной Вавилон, где миллениум пока невидим. Эти два города будут сосуществовать как corpus permixtum («смешанное тело») в каждом человеке и каждом обществе до конца времени. Таким образом, империя и земная церковь не могут представлять собой осуществление эсхатологии в законченном виде и их историческая судьба не имеет ничего общего с Божьими планами по спасению человека. Это толкование радикально переориентировало христианскую эсхатологию и удалило из христианского богословия учение о грядущем царстве Бога на земле.
 
Итак, ясное учение Библии вступило в противоречие с интересами определенных религиозных организаций, и они решили от него избавиться. Если бы Иустин и Ириней жили всего двумя веками позже, они считались бы еретиками. Сегодня эти организации все так же активны и все так же хотят влиять на то, во что мы верим. К счастью, у каждого из нас есть своя голова на плечах, и мы можем выбрать, во что верить – в учение Библии или Августина.
 
Кто-то скажет, что свидетели Иеговы ошибаются в части двух классов (я уже писал об этом) или в других нюансах эсхатологии. Да, в ней много нюансов. Это непростая тема. Но гораздо важнее другое: свидетели Иеговы на сегодняшний день являются практически единственной конфессией, которая сохранила первоначальную христианскую веру в тысячелетнее царство Христа и святых над райской землей, населенной людьми. Даже если они в чем-то неправы (кто прав во всем?), никто не стоит ближе них к правильному пониманию этого ключевого библейского учения. Я предлагаю всем непредвзятым искателям истины поразмышлять об этом.                                       

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.